Чем отличается психологическая группа от тренинга

Не у всех есть понимание, чем отличается длительная подростковая психологическая группа от узконаправленного тренинга навыков для подростков.

Поэтому в этой статье, я подробно разъясню это отличие.

Когда у человека (не важно — у подростка или взрослого) возникают психологическая проблема, хочется как можно быстрее решить ее. Есть неуверенность — хочется стать уверенным, ссоришься с родителями — хочется перестать ссорится, не умеешь общаться — стать мастером общения. Все логично. Но не все так просто…

За каждым внешнем проявлением проблемы (или как нам кажется, что это проблема), есть глубинные причины, устоявшееся модель мышления, восприятия себя и людей, стереотип поведения. Причины могут быть совершенно разные – отношения в семье (и, надо сказать, это очень частая причина проблем!), прошлый негативный опыт (например, травля в школе у подростков), внутриличностные переживания, опыт обесценивания и непринятия, глубинные установки и так далее. Можно ли найти причину и поменять мышление, восприятие, способ реагирования всего за несколько встреч….? Это невозможно! И более того, хорошо, что невозможно.

Психика имеет тонкую организацию и массу защитных механизмов. Если у подростка (к взрослым это тоже имеет отношение) сформировался определенное восприятие ситуации и стиль общения-значит на то есть свои причины, и они весьма весомы. Такой способ защищает, помогает. Да, возможно он не самый конструктивный, но на данный момент единственно возможный.

Поэтому в вопросах психологического развития (тем более детей и подростков) важен осторожный, экологичный и безопасный подход.
Конечно, человеку гораздо приятнее услышать, что за 5 встреч он получит конкретный результат: станет уверенным, общительным, научится выстраивать отношения, управлять временем и контролировать эмоции. И многие психологические центры обещают именно это: стать уверенным мастером общения, научиться решать конфликты за 3-5 занятий.

К нам в Эмпатию очень часто приходят родители и говорят: «Ну, нам вот эта вся длительная психология не интересна, вы нам конкретную проблему решите: что бы уроки делал, послушным стал и общительным». Оставлю за скобками объектное отношение к подростку в данном случае. Но за каждой такой проблемой есть целая история и с ней надо разбираться.

Поэтому именно длительная психологическая работа дает самый основательный, безопасный и в итоге — эффективный результат. Когда в группе сформирована атмосфера безопасности, принятия, поддержки и изменений, тогда такие изменения происходят медленно, осторожно, но качественно. Психике, эмоциям, восприятию нужно время…

Постепенно, не торопясь, подросток осваивает новый стиль мышления и поведения в группе.
И это происходит не на уровне «делай раз, делай два и получишь результат», изменения происходят на уровне состояний, развития качеств, другого типа мышления и восприятия. Это не революция, это эволюция и постепенная трансформация.

А когда изменения происходят изнутри – тогда и правильные слова сами находятся в нужный момент.

Означает ли это, что не нужно развивать навыки? Конечно, нет! Навыки нужны и важны, но они должны основываться на внутренних опорах, на внутреннем состоянии.

Приведу пример. У нас в Эмпатии есть короткий тренинг-интенсив на 2 занятия «Мастерство общения», где рассказывается об основных техниках и приемах эффективной коммуникации: невербальное общение, приемы активного слушания, я-высказывание и т.д.

Некоторые родители хотели, чтобы их ребенок принял участие в этом тренинге и, соответственно, стал более уверенным, общительным. Но при собеседовании выяснялось, что подросток очень неуверенный в себе, необщительный, замкнутый.

Для такого подростка такой тренинг может быть не только бесполезен, но даже вреден: слишком резкий переход из зоны комфорта в зону развития, масса общения и контактов. Пытаться запихнуть в замкнутого подростка с заниженной самооценкой кучу коммуникативных техник это просто стресс! Какое там развитие уверенности…

Для кого же подходит такой тренинг? Для ребят, которые уже умеют общаться, но хотят освоить техники и приемы для повышения собственной эффективности: качественнее вести дискуссии, выходить из конфликта, оказывать поддержку, говорить комплименты и т.д. Всему свое время и место.

А теперь конкретные отличия специализированного тренинга от психологической группы

Самым главным в психологической группе является не пройти учебный материал, а найти контакт со своими эмоциями, чувствами, переживаниями. В группе акцент в большей степени на эмоциях и состояниях участников, на то, что происходит с каждым конкретным человеком.
Тренинг больше ориентирован на прохождение учебного материала: эмоции и переживания участников менее важны (хотя, конечно же не исключены!).

В группе важней аспект -этот ОТНОШЕНИЯ участников внутри самой группы. Психологическая группа является моделью поведения участников в жизни.
Со временем, участники начинают проявляться в группе также, как и в жизни: кто-то обижается, кто-то перебивает, кто-то грубит. Все это является важной частью групповой динамики и разбирается психологом вместе с участниками.
Именно учась выстраивать отношения в группе, в безопасной среде под руководством психолога, ребята постепенно и учатся выстраивать такие отношения в жизни, вне группы.

В классическом тренинге акцент не на отношениях участников, а на прохождении материала, на разбор отношений нет времени.

Развитие мета-навыков и качеств. Мета-навыки – это навык, который не имеет отношения к конкретной узкой сфере, это скорее некое универсальное качество, которое может быть применено в различных сферах.
Например, к мета-навыкам можно отнести: сотрудничество, уважение, искренность, поддержка, уверенность в себе, понимание, умение быть в контакте со своими эмоциями, ответственность, эмпатия, осознанность.

В психологических группах Эмпатии мы делаем акцент именно на развитии мета-навыков. Как вы, наверное, уже догадались, их просто невозможно развить за 2-3 или даже 5 занятий. Это основательная и глубинная работа.

Тренинг навыков больше ориентирован на развитие конкретного узкоспециализированного навыка: говорить комплименты, использовать я-высказывание, грамотно отвечать на шутки одноклассников и т.д. Все это безусловно полезно и нужно.

Изменения в участниках психологических групп происходят не сразу, и они не так заметны, их сложнее измерить, ведь эти изменения происходят изнутри, постепенно и по чуть-чуть. Но эти изменения более основательные, глубинные, на уровне мета-навыков, качеств и состояний.

Ну и самое интересно) Психологические группы в Эмпатии находятся на стыке классической терапевтической группы и тренингового формата. За годы работы у нас родился свой уникальный эмпатийский формат, который так любят старички Эмпатии.

В этом формате есть пространство для эмоций, переживаний, поддержке, пониманию и доверю, спонтанности и отношений внутри группы. И тут же есть место различным упражнениям, заданиям, играм и полезным навыкам.
Мне кажется, отличное сочетание. Согласны?

И еще несколько вопросов о психологических группах.

Почему подростку сложно рассказать, что было на группе?

Иногда вся группа может состоять из, казалось бы, простого разговора, но за этим разговором очень много – это открытость, возможность рассказать о наболевшем, поддержка, доверие, понимание. Все то, чего так не хватает подростку в современном мире. Но когда родитель спрашивает: «И что же вы делали на группе?», получает ответ «Разговаривали», родителю часто непонятно. Как так? Просто разговаривали? А где же полезные навыки и конкретные результаты?

Подростку сложно осознать и вербализовать такие тонкие моменты – про безопасную и исцеляющую атмосферу, про понимание и поддержку. Но, согласитесь, именно этого так не хватает современному обществу.

Чего не стоит ожидать от психологической группы? 

Не стоит ожидать быстрых изменений, группа — это про «медленно, безопасно, но основательно».

Иногда родители приводят подростка на группу, желая, чтобы он изменился и стал таким, как хотят родители: «Сделайте, что бы он стал послушным!», «Пусть он наконец станет ответственным», «Пусть начнет делать уроки».
Родители часто озвучивают свой запрос. А у подростка он может быть совсем другим. Конечно, работа в группе со временем гармонизирует личность, но не стоит ожидать, что психолог и группа будут работать на ожидания родителей.

Большинство причин проблем детско-родительских отношений лежать корнями в самих родителях (неприятная для многих взрослых правда), для комплексного решения сложностей в детско-родительских отношениях самому родителю важно работать с психологом (личная или групповая терапия).

Некоторым группа не подходит. Психологическая группа — не панацея от всех бед. В некоторых случаях групповая работа, наоборот, может даже усиливать невротичные проявления у подростка. Иногда мы не рекомендуем быть участником группы, а продолжить работу индивидуально с психологом. Возможно группа будет полезна позже.

И конечно, длительная работа — это особое умение ведущего (тот самый мета-навык))), поэтому далеко не все психологи могут вести длительные группы, ведь тут важно уметь работать с процессом, с эмоциями в «здесь и сейчас», тонко чувствовать динамику группы и формировать атмосферу.

Прекрасно, что у нас в Студия практической психологии «Эмпатия» именно такие психологи, у нас отличная команда!

 

Григорий Кононенко