Как предложить подростку участие в психологической группе (тренинге)?
Очень часто родители обращаются к нам с вопросом: «я понимаю, как это важно для моего сына (дочери). Но как предложить ему посещение группы, как сделать, что бы он захотел посещать ее?».
В подростковом возрасте решение о принятии участия в группе (тренинге) принимается совместно родителями и подростком, поэтому важно, чтобы подросток сам захотел принять участие в нашей программе.
Первое, что необходимо сделать, это поговорить с подростком об этом.
Это необходимо сделать в спокойной обстановке, не на ходу, когда все участники разговора находятся в хорошем настроении.
Мне знакомы случаи, когда родители предлагали участие в психологической группе (или тренинге) между делом, когда подросток играет в любимую компьютерную игру (в это время ему ни до чего) во время ссоры («Ах, вот ты какой, грубишь мне. Значит, пойдешь на тренинг!!»), иногда это звучало как угроза или принуждение.
Важно поговорить об этом в спокойной обстановке и объяснить, зачем это ему нужно. Можно привести сложные ситуации из его жизни и показать, что в результате группы он может научиться справляться с ними. Например. «Помнишь, как в школе тебе было сложно знакомиться с новыми людьми?» «Тебе всегда хотелось найти хороших друзей». В большинстве случаев подростков не очень понимает, зачем ему нужна психологическая группа. И это нормально, ведь у него не было подобного опыта; в общем-то даже взрослые не всегда понимают, зачем нужна психологическая работа и что она дает. Необходимо показать, что в результате группы он научится решать сложные для себя ситуации, научится полезным навыкам, найдет понимание и новых друзей.
У подростка может быть представление, что на группу ходят только те, у кого есть какие-то проблемы в жизни (с другой стороны — а у кого их нет?), это не совсем так. Многие посещают группу не потому что у них есть проблемы, а потому что это место, где тебя могут выслушать, понять и принять. Такое не всегда возможно в жизни. А в безопасной атмосфере группы – это возможно.
В зависимости от личности подростка, в разговоре акцент можно сделать не на проблемах, которые есть у подростка, а на плюсах и результатах, которые он получит, участвуя в группе: чему научится, как изменится.
Я рекомендую показать подростку наш сайт, пусть он самостоятельно изучит его, прочитает про группу, посмотрит фотографии и видео про нас, почитает отзывы на сайте и в социальных сетях. В результате этих действий, у него сложится свое собственное восприятие, и он сможет принять осознанное решение.
Очень часто подросток боится, что его будут заставлять посещать группу. А там бородатый дядя в очках будет выпытывать у него ответы на каверзные вопросы)
Важно пояснить, что на группе будут такие же подростки, как и он, что если он не захочет, он может не ходить. Это очень важно! Показать, что его никто не заставляет. Предложите ему посетить группу в течение месяца и потом решить, нужно ли ему это. Если совсем не понравится, он сможет уйти и после первого занятия.
Как может выглядеть примерный диалог с подростком?
Вечером, за чашкой чая
— Дима, помнишь мы недавно говорили, что тебе бывает сложно с одноклассниками (возможны вариации: хочешь найти друзей, интересуешься психологией, научиться эффективно общаться, решать конфликты, что тебя никто не понимает). Я тут недавно в интернете нашла интересное место, где проводят тренинги для подростков, там очень много ребят твоего возраста. Как раз там учат как эффективно общаться, можно поделиться проблемами, найти друзей.
Что ты думаешь по этому поводу?
— Ну-у-у… не знаю, там, наверное, одни психи
-Там обычные ребята, как ты. Я тебе предлагаю ознакомиться с сайтом. Почитаешь о программе, посмотришь фото и видео, почитаешь отзывы. Что скажешь?
-ну…можно… я посмотрю….
— Если согласишься, ты можешь походить несколько занятий и решить, нужно ли это тебе.
Мы можем сходить на предварительную беседу, она длится всего 20 минут. Посмотришь на место, увидишь психолога и решишь окончательно.
Что делать, если подросток категорически отказывается от посещения группы (тренинга); не соглашается даже на предварительную беседу?
Попробуйте предложить индивидуальную консультацию или тренинг по узкой тематике (ораторское искусство, тайм-менеджмент, целеполагание).
Что делать, если подросток категорически отказывается и от группы, тренинга и от консультации?
К сожалению, волшебной палочки не существует. Если подросток категорически отказывается от любого общения с психологом, мы не можем и не хотим его заставлять. В этом случае рекомендуется сделать паузу, предложить что-то другое, а на консультацию прийти самому родителю.
Что еще важно знать про группу:
Группа не является волшебной палочкой, а психологи – волшебниками. Конечно, мы создаем все возможности для изменений, но очень многое зависит от самого человека. Не всем подходит формат групповой психологической работы; не потому, что подросток какой-то не такой или группа плохая, просто это специфический формат, который подходит не всем. Можно привести аналогию с видами спорта: кому-то нравятся одни виды спорта и совсем не нравятся другие. В некоторых случаях мы рекомендуем не участие в группе, а индивидуальные консультации или семейную терапию, нейропсихолога или работу с психиатром.
Изменения не происходят быстро, для этого нужно время. Обычно, если подростку нравится группа, первые изменения можно заметить через 2-3 месяца.
Важно отметить, что некоторые проблемы имеют глубинные корни. И качественные изменения возможны только в том случае, если меняются сами родители и атмосфера в семье. Очень часто кардинальные изменения в поведении подростка происходят именно тогда, когда сами родители начинают работать над собой и отношениями в семье. В некоторых случаях мы рекомендуем индивидуальную или групповую психологическую работу родителям.
Не стоит выпытывать из подростка, что конкретно происходило на группе; его настроение и изменения будут лучшим показателям. Обычно подросток говорит: играли, разговаривали про друзей, делились мнениями и т.д. Часто на группе ребята делятся чем-то важным и не всем хочется рассказывать про это. Не рекомендуется напирать и насильно пытаться выяснить, что происходило на группе. При желании, он сам рано или поздно поделиться.
Если подводить резюме, то можно сказать так: важно создать благоприятные условия для разговора об участии в группе, необходимо показать, какие проблемы поможет решить его участие в группе, какие результаты он может получить. Рекомендуется ознакомиться с сайтом, фотографиями, видео и отзывами. Можно предложить беседу с психологом, которая ни к чему не обязывает. В результате у подроста сложится более полное представление о формате работы, и он сможет принять осознанное решение.
Григорий Кононенко