Ограничения и случаи отказа для участия в психологической группе.

В это статье мы расскажем с чем мы как специалисты можем работать, а с чем нет и почему!

Наша Студия специализируется на развитии коммуникативных навыков, психологической осознанности, личностном росте. Мы помогаем подростку:

— развить навыки коммуникации
—  узнать себя
— разобраться в своих чувствах и мотивах
— решить внутренние конфликты
— стать увереннее
— стать открытым, смелым и искренним
— научиться строить здоровые доверительные отношения

Наши специалисты — высококвалифицированные психологи по работе с НОРМОТИПИЧНЫМИ случаями, а наши группы имеют определенный формат:

1. Для того, чтобы участвовать в формате наших групп, ребенок уже должен иметь определённый набор  навыков и умений для своего возраста.
Он может не вполне соответствовать средней норме, но ровно настолько, чтобы попадать в зону ближайшего развития нормы его возраста. Подросток должен быть в состоянии устно выражать свои мысли, мнение; выдерживать нахождение в коллективе без эмоциональных срывов и нарушений правил порядка; не проявлять агрессию, иметь начальные навыки рефлексии, самонаблюдения, способность к ассоциативному мышлению.
В противном случае происходит следующая ситуация: представьте, что будет, если Вы приведёте ребенка на занятия по математике для решения системы уравнений, а он не умеет делить в столбик и никак не может освоить таблицу умножения. Мы не занимаемся развитием тех навыков, которые уже должны быть сформированы к подростковому возрасту (11-12 лет и старше). В психоэмоциональной и коммуникативной сферах есть свои критерии нормы для каждого возраста.
Если ребенок будет сильно выбиваться из них, то вместо того, чтобы получать опыт уверенности в себе и принятия себя — эффект будет противоположный. Во-первых, он будет чувствовать себя «не таким как все» (а у него и в школе уже есть подобный опыт), во-вторых, ему будет тяжело усваивать новые знания и навыки, и он будет сильно отставать в понимании процесса. Всё это исключает дальнейшее личностное развитие.
Именно, поэтому, действуя, в первую очередь, в интересах самого ребенка, мы не можем предложить ему участие в таком групповом формате, а рекомендуем индивидуальную долгосрочную коррекцию и специализированные группы.

2. Важно понимать, что группа — это не панацея от всех трудностей адаптации ребенка!
Групповая работа является дополнительной нагрузкой на нервную систему и психоэмоциональное состояние (как и любое новое обучение тому, что вызывает сложности), поэтому участие в группе может:

  • Усиливать индивидуальные особенности ребенка
  • Вызывать усиление симптомов имеющихся психоэмоциональных расстройств
  • Истощать
  • Быть стрессом (как все новое)

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЗЯТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ, МЫ ПРОВОДИМ СОБЕСЕДОВАНИЕ, где оцениваем не только наличие базовых навыков, но и психоэмоциональное состояние, общую готовность к формату группы.

При каких условиях мы ПЕРЕНАПРАВЛЯЕМ к другим специалистам:

СРАЗУ (МЫ НЕ РАБОТАЕМ С ТАКИМИ СЛУЧАЯМИ):

  1. Наличие суицидальных намерений или совершения попыток менее, чем за 2 месяца до прихода на группу
  2. РПП при индексе массы тела менее 15
  3. Наличие психотических, истерических, аффективных припадков
  4. Девиантное поведение и зависимости
  5. Различные психические расстройства в острой фазе
  6. Задержка психического развития более, чем на 3 года
  7. Органические нарушения мозга и двигательного аппарата
  8. Отсутствие личной и медикаментозной терапии при их назначении специалистами
  9. Наличие сопротивления ребёнка (сам категорически не хочет)
  10. Приступы ментальной и физической агрессии
  11. Нахождение ребёнка в изоляции более 1 года (отсутствие любых очных контактов, кроме семьи)

ПОСЛЕ БЕСЕДЫ мы можем отказать в участии и перенаправить в другие центры:

  1. Наличие диагнозов: РАС, СДВГ, БАР, шизоаффективное расстройство, депрессивные расстройства различных видов, РПП, шизотипическое расстройство, ПРЛ, другие расстройства личности
  2. Отсутствие явной мотивации и заинтересованности у ребёнка
  3. Задержка психического развития менее, чем на 2 года
  4. Индивидуальные особенности развития (не хватает навыков, нужна коррекция)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ (иногда после 1-2 занятия) мы можем отказать в участии:

  1. Систематическое нарушение правил группы (не хочет и\или не может соблюдать правила)
  2. Самоповреждающее поведение
  3. Резкое ухудшение психоэмоционального состояния
  4. Несоответствие формата группы и индивидуальных особенностей развития ребенка (не хватает навыков, нужна коррекция)

Мы хорошо понимаем, что родитель сам может быть не в курсе наличия особенностей ребенка или находится в сопротивлении их принятия.

Иногда мы становимся первыми, кто сообщает о имеющихся психических, эмоциональных, психологических, поведенческих проблемах. Тогда мы настоятельно рекомендуем пройти исследования у различных профильных специалистов с целью определения пути дальнейшего развития, по возможности предоставляем информацию, куда именно обратиться.  Самый эффективный путь к помощи своему ребенку — это своевременная диагностика особенностей. Чем больше информации, тем более правильные и действенные инструменты и методы будут подобраны!