Ограничения и случаи отказа для участия в психологической группе.
В это статье мы расскажем с чем мы как специалисты можем работать, а с чем нет и почему!
Наша Студия специализируется на развитии коммуникативных навыков, психологической осознанности, личностном росте. Мы помогаем подростку:
— развить навыки коммуникации
— узнать себя
— разобраться в своих чувствах и мотивах
— решить внутренние конфликты
— стать увереннее
— стать открытым, смелым и искренним
— научиться строить здоровые доверительные отношения
Наши специалисты — высококвалифицированные психологи по работе с НОРМОТИПИЧНЫМИ случаями, а наши группы имеют определенный формат:
1. Для того, чтобы участвовать в формате наших групп, ребенок уже должен иметь определённый набор навыков и умений для своего возраста.
Он может не вполне соответствовать средней норме, но ровно настолько, чтобы попадать в зону ближайшего развития нормы его возраста. Подросток должен быть в состоянии устно выражать свои мысли, мнение; выдерживать нахождение в коллективе без эмоциональных срывов и нарушений правил порядка; не проявлять агрессию, иметь начальные навыки рефлексии, самонаблюдения, способность к ассоциативному мышлению.
В противном случае происходит следующая ситуация: представьте, что будет, если Вы приведёте ребенка на занятия по математике для решения системы уравнений, а он не умеет делить в столбик и никак не может освоить таблицу умножения. Мы не занимаемся развитием тех навыков, которые уже должны быть сформированы к подростковому возрасту (11-12 лет и старше). В психоэмоциональной и коммуникативной сферах есть свои критерии нормы для каждого возраста.
Если ребенок будет сильно выбиваться из них, то вместо того, чтобы получать опыт уверенности в себе и принятия себя — эффект будет противоположный. Во-первых, он будет чувствовать себя «не таким как все» (а у него и в школе уже есть подобный опыт), во-вторых, ему будет тяжело усваивать новые знания и навыки, и он будет сильно отставать в понимании процесса. Всё это исключает дальнейшее личностное развитие.
Именно, поэтому, действуя, в первую очередь, в интересах самого ребенка, мы не можем предложить ему участие в таком групповом формате, а рекомендуем индивидуальную долгосрочную коррекцию и специализированные группы.
2. Важно понимать, что группа — это не панацея от всех трудностей адаптации ребенка!
Групповая работа является дополнительной нагрузкой на нервную систему и психоэмоциональное состояние (как и любое новое обучение тому, что вызывает сложности), поэтому участие в группе может:
- Усиливать индивидуальные особенности ребенка
- Вызывать усиление симптомов имеющихся психоэмоциональных расстройств
- Истощать
- Быть стрессом (как все новое)
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЗЯТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ, МЫ ПРОВОДИМ СОБЕСЕДОВАНИЕ, где оцениваем не только наличие базовых навыков, но и психоэмоциональное состояние, общую готовность к формату группы.
При каких условиях мы ПЕРЕНАПРАВЛЯЕМ к другим специалистам:
СРАЗУ (МЫ НЕ РАБОТАЕМ С ТАКИМИ СЛУЧАЯМИ):
- Наличие суицидальных намерений или совершения попыток менее, чем за 2 месяца до прихода на группу
- РПП при индексе массы тела менее 15
- Наличие психотических, истерических, аффективных припадков
- Девиантное поведение и зависимости
- Различные психические расстройства в острой фазе
- Задержка психического развития более, чем на 3 года
- Органические нарушения мозга и двигательного аппарата
- Отсутствие личной и медикаментозной терапии при их назначении специалистами
- Наличие сопротивления ребёнка (сам категорически не хочет)
- Приступы ментальной и физической агрессии
- Нахождение ребёнка в изоляции более 1 года (отсутствие любых очных контактов, кроме семьи)
ПОСЛЕ БЕСЕДЫ мы можем отказать в участии и перенаправить в другие центры:
- Наличие диагнозов: РАС, СДВГ, БАР, шизоаффективное расстройство, депрессивные расстройства различных видов, РПП, шизотипическое расстройство, ПРЛ, другие расстройства личности
- Отсутствие явной мотивации и заинтересованности у ребёнка
- Задержка психического развития менее, чем на 2 года
- Индивидуальные особенности развития (не хватает навыков, нужна коррекция)
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ (иногда после 1-2 занятия) мы можем отказать в участии:
- Систематическое нарушение правил группы (не хочет и\или не может соблюдать правила)
- Самоповреждающее поведение
- Резкое ухудшение психоэмоционального состояния
- Несоответствие формата группы и индивидуальных особенностей развития ребенка (не хватает навыков, нужна коррекция)
Мы хорошо понимаем, что родитель сам может быть не в курсе наличия особенностей ребенка или находится в сопротивлении их принятия.
Иногда мы становимся первыми, кто сообщает о имеющихся психических, эмоциональных, психологических, поведенческих проблемах. Тогда мы настоятельно рекомендуем пройти исследования у различных профильных специалистов с целью определения пути дальнейшего развития, по возможности предоставляем информацию, куда именно обратиться. Самый эффективный путь к помощи своему ребенку — это своевременная диагностика особенностей. Чем больше информации, тем более правильные и действенные инструменты и методы будут подобраны!