Терминология в расстановочной работе

Недавно мне захотелось более точно разобраться в понятиях, которые используются при расстановочной работе, возможно это будет интересно специалистам.

В разговоре почти всегда употребляется термин «расстановка», в следствии чего может создаться впечатление, что суть метода именно в расстановки фигур в пространстве. Однако это не совсем так. Более точное название метода: системно-феноменологический подход. Попробуем разобраться, что же стоит за этим термином.

Главным в феноменологический подходе являются феномены (другими словами-проявления), которые возникают у клиента (ощущения, эмоции, переживания) в моменте «здесь и сейчас».

Системный подход говорит о человеке, не о как изолированной единице, а как о части какой-либо системы: семья, род, народ. Соответственно, часть процессов, происходящих с человеком, обусловлены не только индивидуальным развитием, но законами развития системы (например, рода).

Таким образом, понимая основания метода, можно сделать вывод, что самое главное в системно-феноменологической работе (расстановках) – это не расставить фигуры в пространстве (т.е. произвести расстановку), а увидеть, какие феномены проявляются и как они связаны с системным уровням клиента. Сам же процесс расставления фигур (заместителей) в пространстве, по-сути, является лишь отражением этих процессов. Казалось бы, нюанс, но он очень важный, ведь от точности понимания сути происходящего, завит правильная постановка акцентов, фокус внимания, и в, конечном счете, — эффективность всей работы. Безусловно, в разговорной речи проще говорить «расстановка», но важно понимать, что за этим термином стоят основополагающие аспекты: феномены и система.

Следующий часто употребляемый термин, который используется в расстановочной работе (все-таки буду употреблять это слово))) – это «поле». На основе конструктивной дискуссии с Михаилом Бурняшевым (ИКСР) родилось, на мой взгляд, достаточно точное определение этого термина. «Поле-это специально созданное сценическое пространство, в котором преимущественно проявляются феномены, относящиеся к бессознательному клиента». Каждое слово тут важно и имеет значение, начиная от «специально созданное» и заканчивая «бессознательное клиента».

Следующий важный вопрос, а что же такое «феномены». Феномены – это проявления клиента и заместителей, который возникают в процессе расстановочной работы.

Попробую их систематизировать:

  • Перцептивный канал (жарко, мурашки, холодно, слабость, боль, слезы)
  • Визуальный канал (смотрю на это место, на мне как будто старинная одежда)
  • Эмоции и чувства (меня злит эта фигура, чувствую любовь, симпатию)
  • Вербальный ( я хочу сказать…, крик, слова)
  • Мысли (постоянно думаю о нем)
  • Двигательный (движение вперед или назад, хочется присесть, подпрыгнуть, ударить).
  • Аудиальный канал, хотя встречается он достаточно редко (на меня как будто кричат, слышу голоса)

Один из важных навыков специалиста – уметь проявлять, замечать и работать с феноменами.

Недавно к термину «расстановки», добавилось слово «клиент-центрированные» (в ИКСР). Вроде бы нюанс, но также очень важный. Термин «клиент-центрированные расстановки» показывает, что основная работа происходит не в поле (специально созданном сценическом пространстве), а с клиентом – его ощущениями, проекциями, эмоциями. Соответственно, главным ключом успеха является не только грамотная работа специалиста с полем (что также очень важно), сколько безопасная эффективная работа с самим клиентом.

Все эти определения и нюансы могут показаться малозначимыми, однако «профессионализм проявляется в мелочах» и точное понимание сути процессов и верные акцент, могут существенно повлиять на эффективность работы