Методика работы
Наша команда работает с подростками уже более 17 лет. За это время нам удалось выработать свой собственный уникальный формат. Это сочетание психологии, психотерапии и педагогики.
Самое главное: мы ориентированы на длительную психологическую работу. В безопасной, доверительной и развивающий среде подросток начинает познавать свой внутренний мир, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.
Мы работаем в формате длительной психологической группы с элементами тренинга (об отличии группы от тренинга – читайте в соседней статье)
Базовые принципы работы:
Мы работаем не над узконаправленными навыками, а на формирование ключевых мета-навыков и качеств.
Ключевыми мета-навыками и качествами для нас являются:
- Осознанное отношение к себе, своей жизни, отношениям.
- Эмпатия (сопереживание, понимание чувств другого человека).
- Искренность (умение открыто и честно говорить о себе, своих чувствах, страхах, ожиданиях).
- Уважение к собеседнику (позиция равноправия и уважения).
- Понимание себя и своих чувств.
- Самоценность и самоуважение.
- Умение слушать и слышать.
Все это широкий спектр мета-навыков, которые используются в совершенно разных сферах жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, на работе, в учебе, с друзьями и любимыми. необходим для успешно.
Терапевтические модальности
Наиболее близкими концепциями терапевтической работы для нашего коллектива являются: клиент-центрированный подход, процессуальный подход, гештальт-терапия.
В работе также могут использоваться: арт-терапия, психодрама, элементы нлп и коучинга, элементы телесно-ориентированной терапии, тренинговые методы, игровая терапия.
Как строится работа?
Группа сочетает в себе элементы работы с процессом в режиме «здесь и сейчас», когда каждый участник может поделиться своими переживаниями, эмоциями, важными событиями, получить поддержку и понимание как психолога, так и участников группы. Такая работа сочетается с элементами классического тренинга, когда есть упражнения и обсуждения.
Как проходят упражнения?
Ведущий задает тему (например, уверенность в нашей жизни), далее все участники выполняют упражнение, после чего обсуждают свои чувства и результат. Упражнения могут быть совершенно разными, с использованием различных направлений психологии и психотерапии. Например: рисунок, обсуждение в парах, ролевая или деловая игра, коллаж, работа в мини-группах, аутотренинг, активные упражнения… и многое другое
Главное – это атмосфера
Такое простое слово «атмосфера». На самом деле – это тонкая настройка участников, пространство доверия, понимания и поддержки, где каждый может быть услышан и понят, без осуждения и обесценивания, но с уважением и принятием. Это те моменты, которые участники особенно ценят. Но о них почти невозможно рассказать стороннему слушателю: «Сидим, разговариваем» — примерно так это звучит из уст подростка. Часто взрослым это непонятно, вроде как нет конкретного ощутимого результата. Но такие моменты открытости и глубины оказывают действительно глубинное и исцеляющее, поддерживающее воздействие. Такая атмосфера принятия позволяет развиваться в безопасной среде, раскрываться и пробовать новое.
Навыки и знания тоже важны
Одновременно с этим, мы не забываем про конкретные навыки и знания, поэтому в каждой программе есть примерный тематический план. Мы не придерживаемся жесткой структуры, каждый ведущий самостоятельно выбирает, на чем делать акцент в конкретной группе. Но всегда в приоритете состояние участников, их эмоции.
Мы предлагаем выбор
На занятиях в Эмпатии мы показываем, что общение может быть другим (не как привычно подростку в современном обществе): основанным на доверии, уважении, понимании.
Небольшая история
После 2 месяцев занятий в Эмпатии мама одного из подростков подошла к нашему ведущему и рассказала такой диалог с сыном.
Вчера сын подошел ко мне и сказал: «Мам, я решил больше не ходить на борьбу, но ходить на группу в Эмпатию».
Почему же? — Удивилась мама
Потому что в том коллективе ребята не уважают друг друга, издеваются, общаются агрессивно. Я понял, что мне это не близко. Мне больше нравится, как общаются люди в Эмпатии — с уважением, готовы выслушать, искренне.
Подросток сделал свой выбор, увидев разные стили общения и разные ценности, он сам решил для себя, что ему близко. И такой выбор важен.
Посещаешь группу — значит, у тебя проблемы?
Многие думают, что на группу ходят только проблемные подростки, с проблемами в общении. Это не совсем так. Конечно, у нас есть ребята, которым нужна помощь в развитии уверенности. Но у нас также много ребят, которые умеют общаться. Но они понимают, что группа помогает им в их развитии, дает опору, поддержку, понимание, осознанный подход к своей жизни. Именно поэтому некоторые ребята посещают группу по 3-4 года, не потому что у них проблемы, а потому что они понимают, как это улучшает их жизнь, отношения, помогает понять самого себя.
Комплексный подход
Работа в психологической группе – это очень хорошо. Но мы на этом не останавливаемся, мы создаем целое ПРОСТРАНСТВО развития, поэтому у нас есть выездные тренинги на школьных каникулах, гитарные вечера, ролевые игры, кино-просмотры…. Мы создаем среду.
А еще… психологические консультации, профориентация, семинары для родителей.
Опыт реализации
Программа по работе с подростками реализовывалась на различных площадках. В том числе — на протяжении 12 лет на базе Московского Дворца Пионеров, автор программы – Григорий Кононенко. 2-ух годичная программа была оформлена по всем стандартам Министерства образования и заслужила множество положительных отзывов, выпущено несколько брошюр, посвященных опыту реализации программы. Мы также сотрудничали с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Академией бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. Программы командообразования также реализовывались с такими компаниями как РосАтом, Mercedes-Benz, ИКЕА, СберБанк и многие другие.
Наш опыт социально-психологической работы с подростками был представлен на нескольких международных образовательных конференциях. Важна рецензия от издательства «Генезис». «Генезис» — крупнейшее и старейшее издательство психологической литературы, специализирующееся на психологической литературе о подростковом возрасте.
Ведущие групп
Все ведущие групп — профессиональные психологи с опытом от 7 лет и более, большинство имеет сертификацию по одному или несколькими направлениям психотерапии и педагогический опыт.
Примерный тематический план группы «Искусство общения»:
- Знакомство, групповое сплочение
- Что такое уверенное поведение, как он проявляется, его отличия от неуверенного и агрессивного поведения
- Приемы активного слушания
- Невербальное и вербальное общение
- Умение вести дискуссию
- Я-высказывание
- Обратная связь: что это и зачем нужна?
- Конфликты – причины и способы предотвращения