Методика работы

Наша команда работает с подростками уже более 17 лет. За это время нам удалось выработать свой собственный уникальный формат. Это сочетание психологии, психотерапии и педагогики.

Самое главное: мы ориентированы на длительную психологическую работу. В безопасной, доверительной и развивающий среде подросток начинает познавать свой внутренний мир, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

Мы работаем в формате длительной психологической группы с элементами тренинга (об отличии группы от тренинга – читайте в соседней статье)

Базовые  принципы работы:

Мы работаем не над узконаправленными навыками, а на формирование ключевых мета-навыков и качеств.

Ключевыми мета-навыками и качествами для нас являются:

  • Осознанное отношение к себе, своей жизни, отношениям.
  • Эмпатия (сопереживание, понимание чувств другого человека).
  • Искренность (умение открыто и честно говорить о себе, своих чувствах, страхах, ожиданиях).
  • Уважение к собеседнику (позиция равноправия и уважения).
  • Понимание себя и своих чувств.
  • Самоценность и самоуважение.
  • Умение слушать и слышать.

Все это широкий спектр мета-навыков, которые используются в совершенно разных сферах жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, на работе, в учебе, с друзьями и любимыми. необходим для успешно.

Терапевтические модальности

Наиболее близкими концепциями терапевтической работы для нашего коллектива являются: клиент-центрированный подход, процессуальный подход, гештальт-терапия.

В работе также могут использоваться: арт-терапия, психодрама, элементы нлп и коучинга, элементы телесно-ориентированной терапии, тренинговые методы, игровая терапия.

Как строится работа?

Группа сочетает в себе элементы работы с процессом в режиме «здесь и сейчас», когда каждый участник может поделиться своими переживаниями, эмоциями, важными событиями, получить поддержку и понимание как психолога, так и участников группы.  Такая работа сочетается с элементами классического тренинга, когда есть упражнения и обсуждения.

Как проходят упражнения?

Ведущий задает тему (например, уверенность в нашей жизни), далее все участники выполняют упражнение, после чего обсуждают свои чувства и результат. Упражнения могут быть совершенно разными, с использованием различных направлений психологии и психотерапии. Например: рисунок, обсуждение в парах, ролевая или деловая игра, коллаж, работа в мини-группах, аутотренинг, активные упражнения… и многое другое

Главное – это атмосфера

Такое простое слово «атмосфера». На самом деле – это тонкая настройка участников, пространство доверия, понимания и поддержки, где каждый может быть услышан и понят, без осуждения и обесценивания, но с уважением и принятием. Это те моменты, которые участники особенно ценят. Но о них почти невозможно рассказать стороннему слушателю: «Сидим, разговариваем» — примерно так это звучит из уст подростка. Часто взрослым это непонятно, вроде как нет конкретного ощутимого результата. Но такие моменты открытости и глубины оказывают действительно глубинное и исцеляющее, поддерживающее воздействие. Такая атмосфера принятия позволяет развиваться в безопасной среде, раскрываться и  пробовать новое.

Навыки и знания тоже важны

Одновременно с этим, мы не забываем про конкретные навыки и знания, поэтому в каждой программе есть примерный тематический план. Мы не придерживаемся жесткой структуры, каждый ведущий самостоятельно выбирает, на чем делать акцент в конкретной группе. Но всегда в приоритете состояние участников, их эмоции.

Мы предлагаем выбор

На занятиях в Эмпатии мы показываем, что общение может быть другим (не как привычно подростку в современном обществе): основанным на доверии, уважении, понимании.

Небольшая история

После 2 месяцев занятий в Эмпатии мама одного из подростков подошла к нашему ведущему и рассказала такой диалог с сыном.

Вчера сын подошел ко мне и сказал: «Мам, я решил больше не ходить на борьбу, но ходить на группу в Эмпатию».

Почему же? —  Удивилась мама

Потому что в том коллективе ребята не уважают друг друга, издеваются, общаются агрессивно. Я понял, что мне это не близко. Мне больше нравится, как общаются люди в Эмпатии —  с уважением, готовы выслушать, искренне.

Подросток сделал свой выбор, увидев разные стили общения и разные ценности, он сам решил для себя, что ему близко. И такой выбор важен.

Посещаешь группу —  значит, у тебя проблемы?

Многие думают, что на группу ходят только проблемные подростки, с проблемами в общении. Это не совсем так. Конечно, у нас есть ребята, которым нужна помощь в развитии уверенности. Но у нас также много ребят, которые умеют общаться. Но они понимают, что группа помогает им в их развитии, дает опору, поддержку, понимание, осознанный подход к своей жизни. Именно поэтому некоторые ребята посещают группу по 3-4 года, не потому что у них проблемы, а потому что они понимают, как это улучшает их жизнь, отношения, помогает понять самого себя.

Комплексный подход

Работа в психологической группе – это очень хорошо. Но мы на этом не останавливаемся, мы создаем целое ПРОСТРАНСТВО развития, поэтому у нас есть выездные тренинги на школьных каникулах, гитарные вечера, ролевые игры, кино-просмотры…. Мы создаем среду.

А еще… психологические консультации, профориентация, семинары для родителей.

Опыт реализации

Программа по работе с подростками реализовывалась на различных площадках. В том числе — на протяжении 12 лет на базе Московского Дворца Пионеров, автор программы – Григорий Кононенко. 2-ух годичная программа была оформлена по всем стандартам Министерства образования и заслужила множество положительных отзывов, выпущено несколько брошюр, посвященных опыту реализации программы. Мы также сотрудничали с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Академией бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.  Программы командообразования также реализовывались с такими компаниями как РосАтом, Mercedes-Benz, ИКЕА, СберБанк и многие другие.

Наш опыт социально-психологической работы с подростками был представлен на нескольких международных образовательных конференциях. Важна рецензия от издательства «Генезис». «Генезис»  — крупнейшее и старейшее издательство психологической литературы, специализирующееся на психологической литературе о  подростковом возрасте.

Ведущие групп

Все ведущие групп — профессиональные психологи с опытом от 7 лет и более, большинство имеет сертификацию по одному или несколькими направлениям психотерапии и педагогический опыт.

Примерный тематический план группы «Искусство общения»:

  1. Знакомство, групповое сплочение
  2. Что такое уверенное поведение, как он проявляется, его отличия от неуверенного и агрессивного поведения
  3. Приемы активного слушания
  4. Невербальное и вербальное общение
  5. Умение вести дискуссию
  6. Я-высказывание
  7. Обратная связь: что это и зачем нужна?
  8. Конфликты – причины и способы предотвращения