Низкая самооценка у ребенка: 10 способов помочь подростку обрести веру в себя?

Неуверенность ребенка в своих силах негативно сказывается не только на текущей жизни, но и на его будущих достижениях. Низкая самооценка у подростка не дает ему развиваться в полной мере. Мысли о том, что его засмеют, не поймут или учебная работа недостаточно хороша для всеобщего обозрения являются якорем, который мешает развитию.

Самооценка играет большую роль для развития личности ребенка. Основным шагом подростка на пути к успеху является возможность реально оценить свое место в обществе. Объективная самооценка помогает ребенку понять, что он действительно может сделать для успешной и счастливой жизни.

В раннем детстве чувство самовосприятия является безупречным. Но под воздействием внешних факторов (родители, родственники, воспитатели и окружающие люди) самооценка подвергается корректировке.

Содержание:

  1. Признаки низкой самооценки у ребенка.
  2. Причины заниженной самооценки у подростка.
  3. Как формируется самооценка?
  4. Как родители влияют на самооценку детей?
  5. Как повысить заниженную самооценку у подростка?
  6. Когда нужно обращаться к психологу?
  7. 10 советов, которые помогут поверить в себя
  8. Подводя итог

Признаки низкой самооценки у ребенка

Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой? Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на низкую самооценку у ребенка.

  • Критичность – ребенок критикует все вокруг и чувствует неудовлетворенность, когда дела идут не по плану. Расстроенный ребенок считает себя непонятым и недооцененным, а это может спровоцировать замыкание в себе.
  • Плаксивость – результат чрезмерной критичности. Недовольство своими результатами выходит через слезы.
  • Желание быть в центре внимания – дети постоянно привлекают внимание взрослых, чтобы не чувствовать одиночества. У взрослых же не всегда есть время на постоянные разговоры и совместные дела, что злит и расстраивает детей.
  • Неумение проигрывать – такие дети не ценят процесс игры, а ждут от нее только положительного результата т.е. победы. Они считают, что это позволит им заслужить принятие и любовь окружающих. Такие дети не умеют признавать поражение, и при это переоценивают факт своей победы (чрезмерное хвастовство).
  • Боязнь ошибиться – страх перед неудачей заставляет ребенка избегать рисков. Поэтому ребенок выбирает то действие, в котором он абсолютно уверен. Такой настрой мешает развиваться, а кроме того способствует появлению тревожности.
  • Закрытость и необщительность – интроверта, как правило, сложно находить общий язык со сверстниками и впускать в свое пространство других людей, поэтому у них слабо развиты социальные навыки.
  • Подавленное настроение – такие дети часто грустные, не улыбчивые. У них нет мотивации и жизненной энергии на спонтанные действия.
  • Достижение идеалов – попытка довести какое-либо действие до идеала не дает возможности сосредоточиться на других важных моментах. Перфекционизм мешает эффективно и продуктивно развиваться ребенку, потому что слишком много сил уходит на улучшение и правки уже достигнутого результата.
  • Агрессия – лучшая защита – нападение. А проявление агрессии и злости только ухудшают взаимоотношения.
  • Зависимость от одобрения – дети с заниженной самооценкой чрезмерно стремятся получить одобрение от сверстников, родителей, учителей. Это может быть связано с недостатком доверия или непониманием как разобраться в себе или как оценить свои действия самому.
  • Поведенческие факторы — неуверенный в себе ребенок часто говорит тихо, невнятно. не смотрит в глаза. В коллективе садиться с краю, не пытается наладить контакт со сверстниками, тем самым пытаясь отстраниться ото всех. Внешний вид может быть неряшливым.

Стоит учитывать, что все эти признаки могут проявляться по-разному. Это зависит от темперамента, характера, ситуации в семье и жизненного пути.

Причины заниженной самооценки у подростка

Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.

Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.

С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.

Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:

  • Врождённое заболевание.
  • Инвалидность.
  • Особенности восприятия учебной информации (медлительность, необходимость повторения и т.д.)
  • Темперамент.
  • Физические особенности (например, родимое пятно, лишний вес, худоба или необычный цвет волос).

Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.

Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.

Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.

Как формируется самооценка?

На формирование самооценки ребенка в большей степени влияет поведение взрослых: родителей и учителей. С рождения ребенок смотрит на родителей, на их реакцию и ждет оценки его поведения, стремясь не разочаровать маму и папу.

Важно дать понять ребенку, что невозможно знать все – для человека свойственно совершать ошибки. А родители, как наставники, должны не ругать, а помогать и направлять.

Каждый ребенок уникален, а роль старших – раскрыть талант, не занижая способности.

4 этапа развития самооценки у ребенка:

  1. С рождения до 1.5 лет – через заботу и любовь родителей у ребенка формируется доверие к окружающему миру. Ребенок не понимает значение слов до конца. Он чувствует оценку родителей через улыбку, объятия, нежный голос.
  2. С 1.5 до 4 лет – возраст, когда ребенок активно познает окружающий мир. Важно дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Не стоит запрещать изучать все вокруг, лучше помогите ему сделать этот путь комфортным и безопасным. Ребенок сам отвечает за свои поступки. Задача родителя не критиковать, а объяснять, что ребенок сделал неправильно. Акцент делать на действии, а не на личности ребенка.
  3. С 4 до 6 лет — период, когда для ребенка становиться важно его место в обществе. Он задумывается, сколько у него друзей в детском саду или на площадке около дома. Почему кто-то не хочет с ним дружить или играть? Ищет причину в себе. В такие моменты, важно, чтобы родитель поддержал ребенка, объяснил происходящее. В этом возрасте ребенку важно проявлять инициативу. Дать больше свободы действия.
  4. Школьный этап – период с 6 до 15 лет является самым важным в формировании самооценки подростка. В школьном процессе важно трудолюбие и достижение значимых результатов. Если в этом возрасте ребенок не вливается в социум, у него занижается самооценка, а это негативно влияет на процесс обучения. Ребенок становится замкнутым, неуверенным в себе. Может проявится апатия, угаснуть интерес к любимому делу. Поэтому крайне важно поддерживать своего ребенка на любом жизненном этапе, проявлять заботу и любовь.

Как родители влияют на самооценку детей?

Отзывчивые и любящие родители помогают ребенку развиваться с нормальной самооценкой. А негативные отношения в семье порождают неуверенность и замкнутость: ребенок зацикливается на своих неудачах, становится мнителен, порой проявляется агрессия и тревожность.

При формировании самооценки подростка важен стиль общения внутри семьи:

  • Симметричный – все члены семьи взаимодействуют друг с другом на равных. В такой семье ребенок чествует себя важным, его мнение учитывается во всех ситуациях. Ребенок формирует собственные критерии оценки своих действий на основании оценок родителей.
  • Ассиметричный — ребенка практически не допускают к участию по принятию решений. Такая модель формирует негативное восприятие собственного Я.

Важно понимать, что ребенок – это такой же член семьи. У него есть свое мнение на ситуацию или действие в его адрес. Стоит учитывать мнение ребенка в вопросах, которые касаются его косвенно или напрямую. Не стоит пренебрегать словами ребенка, так он может почувствовать свою ненужность и замкнуться в себе еще больше.

Как повысить заниженную самооценку у подростка?

  1. Не критикуйте своего ребенка – подростку важно слышать о своих сильных качествах. Не стоит зацикливаться на его неудачах.
  2. Говорите своему ребенку комплименты – внешность в подростковом возрасте очень важна. Если у ребенка прыщи, не стоит переводить все на переходный возраст – лучше обратитесь к специалисту для выяснения причины и выбора тактики лечения. Или, например, запишитесь к стилисту для выбора модной одежды или смены прически.
  3. Поддерживайте, хвалите и балуйте – говорите, что гордитесь своим ребенком, подчеркивайте его результаты, настраивайте на позитивный лад: «У тебя все получиться, я в тебя верю» — ребенок будет очень рад это услышать от любимых родителей.
  4. Показывайте ребенку свою уверенность в себе – дети часто ровняются на своих родителей, поэтому покажите ребенку какой вы человек: сильный, уверенный, дружелюбный.

Родитель должен передавать ребенку две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть лучше меня».

  1. Расширяйте круг общения ребенка – обсудите с подростком его интересы и запишите его на кружки или в спортивную секцию. Возможно в школе не со всеми ребятами складываются дружеские отношения. А в новом коллективе ребенок проявит свои способности и посмотрит на себя с другой стороны. Чем больше круг общения, тем лучше раскрываются таланты и способности ребенка.
  2. Научить говорить «нет» — часто детей с низкой самооценкой используют в корыстных целях. Такие дети не любят отказывать, потому что так чувствуют свою значимость. Ребенок должен уметь определять с какой целью его просят помочь? Нужно научить своего ребенка говорить «нет» всем недоброжелателям. Это важный навык «умение говорить нет и отстаивать свои границы».

Когда нужно обращаться к психологу?

Подростковый возраст – это важный и сложный период становления личности. Изменения происходят, как и физические, так и психологические. Ребенок находится в поиске идеалов, достигает новых целей, расставляет приоритеты.

Необходимо не допустить занижение самооценки на фоне так называемых «недостатков» и выдуманных комплексов. Если вовремя не справится с проблемой, отпечаток может отложиться на всю жизнь: неуверенность в себе мешает реализовать свои способности.

Важно, чтобы родители дали поддержку ребенку для создания хороших условия, для достижения результата. Если родители понимают, что самостоятельно помочь ребенку они не в силах, то необходимо обратиться к психологу за консультацией.

10 советов, которые помогут подростку поверить в себя:

Список достижений – ежедневно записывать в блокнот 5 хороших дел, которые сделал подросток за сегодня. Это не обязательно должны быть грандиозные дела. В список достижений можно внести, например, помощь бабушке на пешеходном переходе, уборку в своей комнате без напоминаний или сдачу теста на высший бал. Хвалите себя – так подсознание подмечает позитив и настраивает работу на добрую волну.

Разделяйте «шум» и полезные советы – каждый день подростка окружает много людей: сверстники, учителя, семья, друзья, знакомые и недоброжелатели. Кроме того, есть внутренний голос, который постоянно с вами. В череде такого шума и избытка информации можно запутаться. Люди любят давать советы, наставления, но они не всегда идут на пользу. Необходимо понимать, что есть «шум», а что тебе пойдет на пользу. Нужно решить для себя, какие слова полезны и справедливы, а какие тебе мешают и противоречат жизненным убеждениям. Во втором случае проще отойти в сторону и действовать так, как считаешь нужным. Научиться этому конечно сразу непросто, тут может помочь работа с психологом.

Уважай и люби себя – подросток склонен к самокритике. Но даже в такие моменты, не стоит забывать про уважение к себе. Когда негативные мысли зарождаются в голове, возьми блокнот, запиши все, что накипело (обидные слова, грубые замечания в свой адрес). В следующий раз при появлении подобных скажи «Стоп, я себя уважаю и не буду говорить с собой в таком тоне!». Глубоко вдохни и выдохни… Вспомни, сколько позитивного вокруг: «меня любят родители», «я побил свой рекорд на соревнованиях по бегу» или «своим решением я привел команду к победе». Используй эту технику каждый раз – выталкивая негатив из головы, в тебе остаются позитивные и добрые мысли.

Внутренний наставник – внутренний критик живет в каждом.  А вот с Наставником сложнее. Научись поддерживать себя. Создай образ внутреннего Наставника, который будет тебя подбадривать. В роли помощника можно выбрать популярного актера, блогера, литературного героя или музыканта. Или, например, это может быть человек, которым ты восхищается. Когда критик начинает в тебе бушевать, спроси своего наставника: «Что ты думаешь по этому поводу?». Простой совет поднимет настроение и прогонит негатив.

Находи время на семью – не забывай проводить время с теми, кто любит тебя и принимает таким, какой ты есть – это твои родные. С друзьями конечно весело, но близкие дарят тебе бесценные эмоции безусловной любви.

Больше добрых дел – делая добро, чувствуешь себя полезным и нужным. Не знаешь с чего начать? Сперва можно просто выйти на улицу с большим пакетом и убрать мусор во дворе. Хорошее дело? Конечно. Или помогать приюту для животных – там всегда нужны лишние руки. Но не забывай о помощи родителям: помыть посуду, прибраться в комнате и пропылесосить –такие поступки обрадуют папу и маму в конце тяжелого рабочего дня.

Спроси совета у взрослого – если столкнулся с трудностями или просто нужно поговорить, найди взрослого, которому сможешь довериться. Выбери человека, с которым ты близок духовно – он тебя выслушает, попытается понять твои мысли и, возможно, даст полезный совет.  Это может быть родственник, учитель или психолог.

Ценности в жизни – определи, что наиболее важно для тебя: семья, друзья, спорт, образование? Глядя на список, распредели свое время в порядке значимости. Ценности со временем могут меняться – это нормально. Не стесняйся задавать себе вопросы «Что для меня важно?», «Что я должен сделать, чтобы достичь успеха?».

Сочиняй мечты – воображение строит наше будущее. Придумай и запиши, а лучше нарисуй на бумаге, то, о чем мечтаешь. Такие мелочи вдохновляют на великие дела. Периодически просматривай список.

Маленькие достижения ведут в большой цели – порой сложно бывает взять и сделать все необходимое для большого результата. Начинай с малого: ставь маленькую цель и добивайся всего постепенно. Например, ты хочешь выучить китайский язык. Что стоит предпринять? Можно найти видео уроки в интернете, вникнуть в словообразование и написание. Следующим шагом найди языковую школу или репетитора – проведите пробное занятие. Понравилось? Вперед к новым свершениям! А через пару лет отправляйся в Китай на практику с носителями языка. Каждый шаг прибавит тебе уверенности. Так ты накопишь смелости на большие результаты. Большой путь начинается с первого шага.

Подводя итог…

Низкая самооценка у подростков негативно сказывается на положение в обществе, может стать причиной замкнутости, непонимания, конфликтов в семье и в коллективе. Комплекс неполноценности мешает детям развиваться и добиваться поставленных целей.

Ребенку нужно помочь составить положительное мнение о себе. Подросток должен понимать, что его любят, ценят, уважают. Это поможет адаптироваться в сложных социальных условиях, не потерять себя и двигаться дальше к успеху. С низкой самооценкой подросток начинает находить препятствия по всюду, видеть негатив там, где его нет.

Если вы столкнулись с проблемой заниженной самооценки у подростка  и понимаете, что для ее преодоления нужна помощь – вы можете обратитесь за помощью к психологам нашего Центра. Студия практической психологии «Эмпатия» много лет специализируется на психологической помощи и поддержке подростков. Наши групповые занятия построены таким образом, чтобы помочь подростку в этот непростой жизненный период найти себя и стать увереннее. ПОДРОБНЕЕ

Также можно записаться на индивидуальную консультацию с психологом. ПОДРОБНЕЕ.

Это может быть вам интересно

Тренинг «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

Базовая группа. Помогает лучше понять себя и окружающих. Развиваем уверенность и навыки общения, умение выстраивать отношения и говорить о своих чувствах.
Подробнее
ХИТ!

Тренинг «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

Базовая группа. Помогает лучше понять себя и окружающих. Развиваем уверенность и навыки общения, умение выстраивать отношения и говорить о своих чувствах.
Подробнее
Меню