Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 11 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности в себе, эмоциональной сферы.
Зачем нужны тренинги для подростков?
Коммуникативные тренинги общения для подростков приобретают все большую популярность. Это связано с несколькими важными аспектами:
- Самое главное в подростковом возрасте – общение. Для подростка самым главным является именно общение со сверстниками. Поэтому формирование навыков коммуникации и благоприятной среды для общения является одной из важнейших задач в подростковом возрасте.
- Значительное время, которое современные подростки тратят на онлайн общение в ущерб очному общению. Это приводит к понижению уровня социализации и плохо развитому эмоциональному интеллекту, отсутствию умения выстраивать длительные отношения.
- Низкая психологическая грамотность. В современной системе образования отсутствуют учебные предметы, на которых подростки могли бы научиться эффективному общению, предотвращению конфликтов, выстраиванию длительных отношений, пониманию себя и своих ценностей.
В переходном возрасте подросток встречается с целым рядом вопросов и задач: как найти друзей, какие мои цели и ценности, какой я, как научиться общаться, как стать уверенным в себе?
Поэтому социально-психологический тренинг общения для подростков (а также тренинг личностного роста) являются крайне полезной и эффективной формой как развития навыков общения, так и формирования самосознания, понимания себя, своих ценностей. В некотором роде, такие тренинги для подростков (психологические группы) являются просто незаменимыми, так как зачастую это единственное (или одно из немногих) мест, где подросток может поделиться своими переживаниями, получить поддержку и понимание, задать интересующие вопросы на тему собственного психологического развития.
Основные концепции тренинговой работы с подростками
Тренинг общения для подростков
В данном подходе занятия для подростков представляют собой систему передачи знаний и отработки навыков, полученных на основе этих знаний. В таком виде тренинг общения представляет собой чисто навыковый инструмент обучения. Например, ведущий тренинга общения для подростков рассказывает участникам о правилах эффективного и бесконфликтного общения, приемах и методах ведения дискуссии: техника «я-высказывание», открытые и закрытые вопросы, приемы активного слушания и т.д. После этого участникам предлагается перевести полученные знания — в навыки, путем отработки с использованием различных заданий: моделирование типичных ситуаций, отработка в парах и т.д. Благодаря участию в тренинге для подростков на уверенность, у школьника появляется возможность тренировки полезных психологических навыков в безопасной среде.
Основными темами тренинга общения для подростков могут быть:
Особенность тренинга на развитие коммуникативных навыков общения подростков заключается в том, что у подростка УЖЕ должен быть определенный уровень общительности и уверенности в себе. Иначе все техники и приемы просто не будут работать, так как подросток сам по себе не уверен и просто не сможет применить полученные знания на практике. Это может приводить к ситуации, когда неуверенный подросток с низкой самооценкой идет на такой тренинг развития навыков, а результата нет или он даже отрицательный. Если же подросток уже имеет базовый уровень общительности, в целом уверен в себе — то такие навыки будут ему очень полезны.
Тренинг уверенности в себе для подростков
Развитие уверенности у подростков – это не просто навык, это набор качеств, которые формируются в результате комплекса факторов: формирование соответствующей среды общения, поддержка родителей и родственников, хорошие отношения со сверстниками, друзьями, отсутствие опыта буллинга, травли, развитые навыки коммуникации. Поэтому тренинг уверенности для подростков включает в себя не только элементы тренинговой работы по отработке коммуникативных навыков, но и элементы самопознания. Также большую значимость в таком тренинг общения для подростков приобретает взаимодействие с родителями, изменение контекста коммуникации вне границ тренинга.
Курсы для подростков на уверенность могут быть эффективны именно при длительной психологической работе. В идеале такая работа может сочетать групповой формат (тренинг) и индивидуальный формат (консультации психолога).
Самое главное в тренинге уверенности в себе для подростков – создание безопасной, поддерживающей атмосферы во время групповой работы. Такая безопасная атмосфера будет способствовать раскрытию и постепенному формированию уверенности в себе.
Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 11 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности в себе, эмоциональной сферы.
Основными темами тренинга уверенности для подростков могут быть:
Специфика тренинга уверенности в себе заключается в том, что это не столько навыковый тренинг, сколько длительная работа по работе с самооценкой, самоощущению в коллективе, принятию себя.
Тренинг личностного роста для подростков
Тренинг личностного роста для подростков направлен в первую очередь на познание себя, своего внутреннего мира, своих эмоций и чувств в контексте отношений, понимание своего места в мире, своих ценностей и приоритетов. Это очень актуально для подросткового возраста. Ведь именно в этот период подросток задается многими экзистенциальными вопросами, пытается осознать свое место в жизни, понять себя.
Тренинг личностного роста для подростков подразумевает высокую степень открытости и искренности участников, поэтому в данном формате особую значимость приобретают атмосфера безопасности, принятия и открытости.
Только в безопасной, теплой, принимающей атмосфере у подростков есть возможность приоткрыть себя окружающим, участникам группы и встать на путь познания себя. Умение формировать такую атмосферу – признак высокого профессионализма ведущего. Для формирования такой атмосферы требуется время и практика подобных занятий для подростков.
Основными темами тренинга личностного роста для подростков могут быть:
Специфика тренинга личностного роста для подростков заключается в длительной работе, когда создается безопасная среда, в которой подросток может раскрыться, поделиться своими чувствами, задать интересующие вопросы.
Психологическая группа для подростков
Ключевое отличие психологической группа для подростков от тренинга для подростков – это акцент на том, что происходит с участниками группы, на их эмоциях, переживаниях и желаниях, жизненных событиях и эмоциях с связанными с этими событиями. Как правило, психологическая группа для подростков менее структурирована, в ней больше свободы для участников и меньше упражнений; больше разговоров и меньше двигательной активности. Такой формат групповой психологической работы подразумевает уже определенный уровень самоконтроля и осознанности, поэтому психологическая группа для подростков подходит для возраста от 14 лет и старше.
Данный формат может показаться, на первый взгляд, менее интересным за счет меньшего количества упражнений и активностей. Однако психологическая группа для подростков – это прообраз взрослой терапевтической группы. Такие группы характеризуются очень высокой степенью открытости, принятия, поддержки, доверия. За счет такого уровня открытости и глубины на группе может проявляться более широкий спектр чувств и эмоций: теплота, агрессия, боль, чувство вины, открытость и т.д. Поэтому вести такую группу сложнее. Обычно ведущий такой группы – профессиональный психолог, психотерапевт с большим стажем.
Специфика психологической группы для подростков — акцент на том, что происходит с участниками в их жизни и в моменте «здесь и сейчас» на группе. Психологическая группа априори — это длительная и основательная работа.
Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 11 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.
Схема построения классического тренингового занятия с подростками
Классическое тренинговой занятие с подростками (да и не только с ними), в котором мы хотим выработать определенные навыки строится по следующей схеме (обучающий цикл Колба):
- Личный опыт
- Осмысление опыта
- Теоретическая концепция
- Применение на практике
Рассмотрим этапы тренинга для подростков подробнее
- Личный опыт. Получение личного опыта проблематизирует участников тренинга. Это очень важный этап. Именно проблематизация показывает необходимость получения знаний. Благодаря проблематизации участник тренинга понимает, что у него есть зона роста, что не все получается сразу и необходимо получиться дополнительные знания и навыки, чтобы успешно решить поставленную задачу
- Осмысление опыта. В результате осмысления полученного опыта, совместного обсуждения с участниками тренинга появляется понимание необходимости иного способа поведения.
- Теоретическая концепция. На этом этапе ведущий тренинга предоставляет информацию, знания, которые способны помочь участнику в решение сложной ситуации
- Применение на практике. В соответствии с новыми полученными знаниями, участник тренинга успешно (или с ошибками) решает проблемную ситуацию.
Рассмотрим данную схему на конкретном примере.
Ведущий тренинга неконфликтного поведения предлагает рассмотреть следующую ситуацию: «Вы договорились с товарищем встретиться и пойти на прогулку, он опоздал на 20 минут. Ваши действия?». Ведущий предлагает двум участникам разыграть сценку, где один будет опоздавшим, а другой – ожидающим.
Этап 1. Личный опыт — участники разыгрывают сценку, ожидающий каким-либо образом реагирует на опоздание товарища. Обычно возмущенный товарищ начинает обвинять опоздавшего в эгоизме и безответственности. Сценка доходит до логического завершения.
Этап 2. Осмысление опыта — участники подросткового тренинга обсуждают ситуацию, поведение каждого участника, какой результат получился, удалось ли сохранить отношения.
Этап 3. Теоретическая концепция — ведущий тренинга предлагает технологию для эффективного решения подобных ситуаций. Рассказывает о технологии «Я-высказывания». Описывает этапы, результат и особенности данной техники.
Этап 4. Применение на практике — на основе полученной информации участники тренинга снова пытаются решить конфликтную ситуацию, но уже с учетом полученных теоретических знаний.
Вся группа обсуждает. Как изменилось поведение участников конфликта, какой получился результат и как на него повлияло использование техники «Я-высказывание».
Таким образом, зная технологию проведения тренинга, возможно разрабатывать тренинг навыков общения, уверенного поведения, для подростков с учетом этих знаний.
Формы проведения тренинговых занятий с подростками
В процессе тренинг и психологической группы для подростков используются совершенно разные методы и формы. Разнообразие форм групповой работы делает занятия интересными.
Вот только некоторые формы групповой работы:
- рисунок
- общение в парах
- коллаж
- динамические упражнения
- активные игры
- ролевые и деловые игры
- метафорические карты
- работа в мини-группа
- написание письма
- разыгрывание сценок
- и многое другое
Разнообразие форм не позволяет заскучать участникам тренинга!
Тренинг общения для подростков и тренинг уверенного поведения для подростков в Студии практической психологии «ЭМПАТИЯ»
В нашем Центре мы стараемся сочетать элементы тренинга уверенного поведения и психологической группы для подростков. С одной стороны, на наших тренингах для подростков присутствуют различные упражнения и задания — в парах, в мини-группах. С другой – ведущие часто делают акцент на эмоциональной составляющей занятия, на том, что происходит с каждым участником здесь и сейчас. Такое соединение рождает уникальный формат, когда есть и активные задания, и возможность поделиться значимым жизненным опытом и переживаниями. Безусловно, это требует высокого уровня профессионализма от ведущего такой группы. Именно поэтому все психологи СПП «Эмпатия» не только имеют высшее психологическое образование, но и повышение квалификации по одной или нескольким терапевтическим модальностям.
Наши занятия для подростков находятся на стыке тренинга общения для подростков, психологической группы и тренинга личностного роста.
Более подробную информацию о психологической группе для подростков «Искусство общения» вы можете узнать по этой ссылке: психологическая группа для подростков «Искусство общения».