Тренинг общения для подростков

 В Наши новости

Тренинг общения для подростков и тренинг уверенности для подростков.

 

Содержание

Актуальность групповой психологической работы с подростками

Основные концепции тренинговой работы с подростками

Цикл колба как схема построения тренингового занятия с подростками

Тренинг общения для подростков и тренинг уверенного поведения для подростков в СПП «ЭМПАТИЯ»

 

Коммуникативные тренинги для подростков приобретают все большую популярность. Это связано с несколькими важными аспектами.

Первое – ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение. Для подростка самым главным является именно общение со сверстниками. Поэтому формирование навыков коммуникации и среды и благоприятной среды для общения – является одной из важнейших задач в подростковом возрасте.

Второе – значительное время, которое современные подростки тратят на онлайн общение в ущерб очному общению. Это приводит к понижению уровня социализации и плохо развитому эмоциональному интеллекту.

Третье – низкая психологическая грамотность. В современной системе образования отсутствуют предметы, на которых современные подростки могли бы научиться эффективному общению, предотвращению конфликтов, выстраиванию длительных отношений, пониманию себя и своих ценностей.

Поэтому социально психологический тренинг для подростков (а также тренинг личностного роста) являются крайне полезной и эффективной формой как развития навыков общения, так и формирования самосознания. В некотором роде, такие тренинги для подростков (психологические группы) являются просто незаменимыми, так как зачастую это единственное (или одно из немногих) мест, где подросток может поделиться своими переживаниями, получить поддержку и понимание, задать интересующие вопросы на тему собственного психологического развития.

Рассмотрим основные концепции тренинговой работы с подростками

Тренинг общения для подростков

В данной парадигме тренинг представляет собой систему передачи знаний и отработки навыков, полученных на основе этих знаний. В таком виде тренинг общения представляет собой чисто навыковый инструмент обучения. Например, ведущий тренинга общения для подростков рассказывает участникам о правилах эффективного и бесконфликтного общения, приемах и методах ведения дискуссии: я-высказывание, открытые и закрытые вопросы, приемы активного слушания и т.д. После этого участникам предлагается перевести полученные знания — в навыки, путем отработки с использованием различных заданий: моделирование типичных ситуаций, отработка в парах и т.д.

Основными темами тренинга общения для подростков могут быть:

  • Вербальное и невербальное общение
  • Признаки уверенного поведения
  • Отличия уверенного, неуверенного и агрессивного стилей поведения
  • Как правильно вести дискуссию
  • Как эффективно выражать свои эмоции
  • Как говорить комплименты
  • Тренинг уверенности для подростков
  • Конфликт и способы его предотвращения

 

Тренинг уверенности для подростков

Развитие уверенности у подростков – это не просто навык, это набор качеств, которые формируются в результате комплекса факторов: формирование соответствующей среды общения, поддержка родителей и родственников, хорошие отношения со сверстниками, друзьями, отсутствие опыта буллинга, травли, развитые навыки коммуникации. Поэтому тренинг уверенности для подростков включает в себя не только элементы тренинговой работы по отработке коммуникативных навыков, но и элементы самопознания. Также большую значимость приобретает взаимодействие с родителями, изменение контекста общения вне тренинга.

Самое главное в тренинге уверенности для подростков – создание безопасной, поддерживающей атмосферы во время групповой работы. Такая безопасная атмосфера будет способствовать раскрытию и постепенному формированию уверенности.

Основными темами тренинга уверенности для подростков могут быть:

  • Что такое уверенность
  • Как развить уверенность
  • Как понимать свои чувства и эмоции
  • Почему страшно проявлять себя
  • С кем мне комфортно общаться
  • Навыки уверенного человека

 

Тренинг личностного роста для подростков

Тренинг личностного роста направлен в первую очередь на познание себя, своего внутреннего мира, своих эмоций и чувств в контексте отношений, понимание своего места в мире, своих ценностей и приоритетов. Тренинг личностного роста подразумевает высокую степень открытости и искренности участников, поэтому в данном формате особую значимость приобретают атмосфера безопасности, принятия и открытости. Только в безопасной, теплой, принимающей атмосфере у подростков есть возможность приоткрыть себя окружающим и встать на путь познания себя. Умение формировать такую атмосферу – признак высокого профессионализма ведущего.

Основными темами тренинга личностно роста для подростков могут быть:

  • Моу внутренний мир: какой он
  • Что для меня важно в жизни и в людях
  • Мои цели
  • Мои ценности
  • Качества, которые мне в себе нравятся и не нравятся
  • Мои страхи
  • Мои ресурсы и помощники

Психологическая группа для подростков

Ключевое отличие психологической группа для подростков от тренинга для подростков – это акцент на том, что происходит с участниками группы, на их эмоциях, переживаниях и желаниях, жизненных событиях и эмоциях с связанными с этими событиями. Как правило, психологическая группа для подростков менее структурирована, в ней больше свободы для участников и меньше упражнений; больше разговоров и меньше двигательной активности. Такой формат групповой психологической работы подразумевает уже определенный уровень самоконтроля и осознанности, поэтому психологическая группа для подростков подходит для возраста от 15 лет и старше.

Данный формат может показаться, на первый взгляд, менее интересным за счет меньшего количества упражнений и активностей. Однако психологическая группа для подростков – это прообраз взрослой терапевтической группы. Такие группы характеризуются очень высокой степенью открытости, принятия, поддержки, доверия. За счет такого уровня открытости и глубины на группе может проявляться более широкий спектр чувств и эмоций: теплота, агрессия, боль, чувство вины, открытость и т.д. Поэтому вести такую группу сложнее. Обычно ведущий такой группы – профессиональный психолог, психотерапевт с большим стажем.

Цикл колба как схема построения тренингового занятия с подростками

Классическое тренинговой занятие с подростками (да и не только с ними), в котором мы хотим выработать определенные навыки строится в соответствии с циклом Колба:

  1. Личный опыт
  2. Осмысление опыта
  3. Теоретическая концепция
  4. Применение на практике

 

Рассмотрим этапы тренинга для подростков подробнее

  1. Личный опыт. Получение личного опыта проблематизирует участников тренинга. Это очень важный этап. Именно проблематизация показывает необходимость получения знаний. Благодаря проблематизации участник тренинга понимает, что у него есть зона роста, что не все получается сразу и необходимо получиться дополнительные знания и навыки, чтобы успешно решить поставленную задачу
  2. Осмысление опыта. В результате осмысления полученного опыта, совместного обсуждения с участниками тренинга появляется понимание необходимости иного способа поведения.
  3. Теоретическая концепция. На этом этапе ведущий тренинга предоставляет информацию, знания, которые способны помочь участнику в решение сложной ситуации
  4. Применение на практике. В соответствии с новыми полученными знаниями, участник тренинга успешно (или с ошибками) решает проблемную ситуацию.

Рассмотрим данную схему на конкретном примере.

Ведущий тренинга неконфликтного поведения предлагает рассмотреть следующую ситуацию: «Вы договорились с товарищем встретиться и пойти на прогулку, он опоздал на 20 минут. Ваши действия?». Ведущий предлагает двум участникам разыграть сценку, где один будет опоздавшим, а другой – ожидающим.

Этап 1. Личный опыт. Участники разыгрывают сценку, ожидающий каким-либо образом реагирует на опоздание товарища. Обычно возмущенный товарищ начинает обвинять опоздавшего в эгоизме и безответственности. Сценка доходит до логического завершения.

Этап 2. Осмысление опыта. Участники подросткового тренинга обсуждают ситуацию, поведение каждого участника, какой результат получился, удалось ли сохранить отношения.

Этап 3. Теоретическая концепция. Ведущий тренинга предлагает технологию для эффективного решения подобных ситуаций. Рассказывает о технологии «Я-высказывания». Описывает этапы, результат и особенности данной техники.

Этап 4. Применение на практике. На основе полученной информации участники тренинга снова пытаются решить конфликтную ситуацию, но уже с учетом полученных теоретических знаний.

Вся группа обсуждает. Как изменилось поведение участников конфликта, какой получился результат и как на него повлияло использование техники «Я-высказывание».

Таким образом, зная технологию проведения тренинга, возможно разрабатывать тренинг общения, уверенного поведения для подростков с учетом этих знаний.

 

Тренинг общения для подростков и тренинг уверенного поведения для подростков в Студии практической психологии «ЭМПАТИЯ»

В нашем Центре мы стараемся сочетать элементы тренинга уверенного поведения и психологической группы для подростков. С одной стороны, на наших тренингах для подростков присутствуют различные упражнения и задания —  в парах, в мини-группах. С другой – ведущие часто делают акцент на эмоциональной составляющей занятий, на том, что происходит с каждым участником здесь и сейчас. Такое соединение рождает уникальный формат, когда есть и активные задания, и возможность поделиться значимым жизненным опытом и переживаниями. Безусловно, это требует высокого уровня профессионализма от ведущего такой группы. Именно поэтому все психологи СПП «Эмпатия» не только имеют высшее психологическое образование, но и повышение квалификации по одной или нескольким терапевтическим модальностям.

Наши занятия находятся на стыке тренинга общения для подростков, психологической группы и тренинга личностного роста.

Более подробную информацию о психологической группе для подростков «Искусство общения» вы можете узнать по этой ссылке: психологическая группа для подростков «Искусство общения».

Последние записи
Свяжитесь с нами!

Мы ответим в ближайшее время!

Введите текст и нажмите «Ввод» для поиска

Как предложить подростку участие в психологической группе