Мы назвали эту статью «Памятка». Здесь собраны основные организационные и психологические моменты, на которые стоит обратить внимание родителям, подростки которых начинают заниматься в группе Студии практической психологии «Эмпатия». Информация также актуальна и для совершеннолетних участников.
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь этим текстом, эти рекомендации призваны помочь сделать участие в группе наиболее эффективным.
Организационные правила, на которые важно обратить внимание
- Длительность занятий
- Длительность встреч для возраста 13-21 лет и взрослых групп составляет 2 часа 30 минут
- Длительность встреч для возраста 11-12 и 12-13 лет составляет 2 часа
Во время проведения группы есть один 15-минутный перерыв. Иногда группа может задерживаться в пределах 15 минут. На перерыве предоставляется вода для питья, чай, печенье.
Занятия проходят в сменной обуви, мы предоставляем уютные тапочки. Но если вашему ребенку комфортнее в своей сменной обуви – можно взять свою. Никаких дополнительных материалов для занятий с собой брать не нужно.
- Оплата занятий
Оплата занятий возможна по системе «Абонемент».
Абонемент «Базовый».
Москва. Стоимость: 14500 рублей за модуль из 6 встреч.
Санкт-Петербург: 12000 рублей за модуль из 6 встреч.
Воронеж: 11000 рублей за модуль из 6 встреч.
Онлайн: 8200 рублей за модуль из 6 встреч.
Обратите внимание: модуль из шести встреч никак не привязан к календарному месяцу, потому что в одном месяце могут быть 2 встречи (например, в январе), а в другом месяце — 5 встреч. Поэтому оплата производится за цикл из 6 последовательных встреч, не привязанных к календарному месяцу.
Подробнее о вариантах оплаты: https://empatia.ru/training-oplata/
- Взаимодействие с психологом и куратором группы
По всем организационным вопросам (оплата, пропуск группы и т.д.) вы можете связываться с куратором группы. Вы также будете получать организационную информацию от куратора.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: мы просим Вас задавать вопросы куратору группы в период с 10:00 до 19:30 ч. с понедельника по пятницу (срочные вопросы возможны и в другое время). В иное время мы не гарантируем своевременность ответа.
Мы также просим уважать личное время ведущего группы и звонить ему только в случае срочного вопроса. По завершению группы будет организована онлайн встреча с родителями. Если в процессе работы психолог понимает, что участнику необходима дополнительная помощь (например, необходимо обратиться к нейропсихологу), он обязательно свяжется с родителями.
Если вы чувствуете необходимость более подробного общения с психологом (ведущим группы), вы можете сделать это на индивидуальной консультации.
Мы также настоятельно рекомендуем добавить наш адрес info@empatia.ru в адресную книгу в почтовом сервисе — особенно это касается почты gmail.com. Примерно раз в месяц мы рассылаем информацию о ближайших мероприятиях и\или интересные статьи по теме подросткового возраста. Если наш адрес не будет добавлен в адресную книгу Вашей почты, есть вероятность попадания письма в спам и Вы не будете получать информацию о мероприятиях и статьи психологов (повторимся, в первую очередь это касается почты gmail.com).
Психологические правила группы
Психологическая группа – это не просто кружок по интересом, это место, где подросток может открыться, поделиться чем-то важным, рассказать о себе, получить поддержку. Поэтому важно бережно относиться к пространству группы и к участникам. Постепенно в группе ребята начинают проявлять себя также, как и в жизни, поэтому группа – это еще и модель жизни, модель поведения и взаимодействия с людьми.
Постепенно обучаясь уважительному и осознанному отношению к участникам в группе, к своим эмоциям, развивая эмпатию и умение говорить о своих чувствах, подросток учится делать это и в жизни: с друзьями, родителями, в отношениях.
В психологической группе не так важно пройти учебный материал, а важно найти контакт со своими эмоциями, чувствами, переживаниями. В группе акцент в большей степени на эмоциях и состояниях участников, на то, что происходит с каждым конкретным человеком. Постепенно на группе формируется атмосфера доверия и безопасности. Это способствует раскрытию подростка, возможности измениться, получить поддержку и оказать ее. Таким образом, психологическая группа — это прежде всего НЕ следование четкому плану и усвоение конкретных узко-специализированных навыков, это в первую очередь создание пространство доверия и изменений в результате которых постепенно меняется и поведение.
Почему подростку сложно рассказывать о том, что происходило на группе?
Иногда вся группа может состоять из, казалось бы, простого разговора, но за этим разговором очень много – это открытость, возможность рассказать о наболевшем, поддержка, доверие, понимание. Все то, чего так не хватает подростку в современном мире. Но когда родитель спрашивает: «И что же вы делали на группе?», получает ответ: «Разговаривали»; родителю часто непонятно. Как так? Просто разговаривали? А где же полезные навыки и конкретные результаты?
Подростку сложно осознать и оформить в слова такие тонкие моменты – про безопасную и исцеляющую атмосферу, про понимание и поддержку. Но, согласитесь, именно этого так не хватает современному обществу и современному подростку. И именно из этих простых разговоров, из этой атмосферы постепенно рождаются изменения.
Если подростку не понравилась группа
Мы учим открыто и уважительно говорить о своих чувствах и мыслях. Поэтому важно, чтобы участник группы открыто сказал об этом. Не просто сказал «все хорошо», а потом оказалось, что ему что-то не понравилось, а честно сказал о своих чувствах. Если что-то не нравится — это нормально! В общении между любыми людьми может что-то не нравится, и это естественно, но важно уметь говорить об этом. Также и ценно говорить об этом на группе. Всегда ли просто об этом сказать на группе? Нет, не всегда просто, но очень необходимо для выстраивания отношений. Важно, чтобы родители поддерживали эту позицию, и предлагали подростку поделиться своим мнением именно на группе, а не только дома с родителями. В том числе и в таких ситуациях подростки учатся бережно относиться к отношениям с другими людьми, конструктивно говорить о своих чувствах.
Если подростку сложно встречаться с темами, которые обсуждают другие участники группы
На группе участники могут делиться важными событиями из своей жизни. Например, у кого-то мог быть сложный период в жизни или депрессия, кто-то мог пережить травлю со стороны одноклассников или смерть близкого родственника. Такие темы поднимаются не так часто, но тем не менее они могут возникать. Обычно, чем старше участники группы – тем более сложные ситуации могут обсуждаться. Сам факт, что участник смог поделиться на группе среди сверстников своим таким сложным опытом- уже дорогого стоит! Возможно, это впервые, когда подросток может открыто поговорить о наболевшем. Бывает, что некоторым ребятам сложно встречаться со сложными темами в кругу сверстников: это может быть для них слишком непривычно. Однако это прекрасная возможность научиться оказывать поддержку, понимать, внимательно слушать, сопереживать….Все то, что последнее время часто называют эмоциональным интеллектом. Безусловно в процессе группы с помощью психолога ребята учатся и рассказывать о себе, и учатся оказывать поддержку сверстнику.
Поэтому важно, чтобы родители также понимали, что возникновение сложных тем — это показатель глубины и доверия в группе, возможность раскрыться и проработать сложный вопрос. Важно, чтобы родители также понимали важность таких процессов и могли объяснить подростку, что это часть изучения себя, саморазвитие и возможность научиться общаться со сверстниками не на поверхностном, а на глубоком уровне.
Безусловно, можно обратиться за поддержкой к куратору или ведущему группы.
Если участник пропускает занятие
Каждый участник важен для группы, ведь он является частью группового процесса и частью отношений, поэтому, если участник не приходит на занятие без объяснения причин – это вызывает тревогу. «Почем он не пришел: может быть он обиделся, или ему что-то не нравится, или не хочет нас видеть?». Поэтому мы просим предупреждать куратора или ведущего группы в случае пропуска занятия. Независимо от возраста, лучше, если это сделает сам участник, таким образом мы помогаем развивать ответственность и уважение к другим участникам группы. Если в силу возраста или других причин, участник не может предупредить куратора или ведущего самостоятельно, это может сделать родитель.
Если участник решил завершить свое участие в группе
Завершать участие в группе — это нормально! Но важно уметь завершать любые отношения экологично и уважительно к участникам этих отношений. Поэтому у нас действует правило «Если участник решил завершить свое участие в группе, ему необходимо прийти еще на одно завершающее занятие». Мы учим выстраивать гармоничные отношения. И даже если эти отношения завершаются – пусть это будет гармонично. Как мы уже писали выше, психологическая группа – это не обычный кружок; для работы психологической группы очень важный отношения между участниками, поэтому мы настоятельно рекомендуем прийти на завершающее занятие и экологично завершить отношения, а не просто исчезнуть.
Тихий уход воспринимается ребятами как разрыв отношений без объяснения причин. А ведь каждый участник ценен для ребят в группе. И даже, если вы приняли решение, что ребенок больше не будет посещать группу, то очень важно дать ему возможность завершить отношения с людьми, а не просто разорвать их.
Этот опыт гармоничного выстраивания и окончания отношений очень пригодится в жизни. Поэтому для экологичного завершения рекомендуется прийти на последнее занятие и сказать о завершении на группе.
Это бывает не всегда просто, но это очень важно. В первую очередь для вашего ребенка. Ведь только в реальных ситуациях, а не в теории можно научиться выстраивать отношения: уважать партнёров по общению и с ответственностью относиться к общему пространству общения.
Минимальная программа — поговорить предварительно об уходе с ведущим группы.
Важно, чтобы родители понимали эти правила и в случае необходимости, помогали соблюдать их. Хотя, конечно же, окончательный выбор всегда остается за самим человеком.
Как долго необходимо заниматься?
Формат наших встреч — психологическая группа с элементами социально-психологического тренинга. Это означает, что в процессе встреч нет жесткого плана и обязательных тем, которые должны пройти участники. Акцент в работе делается на чувства, эмоции, осознания, которые возникают у участников в жизни и в процессе выполнения заданий. Безусловно, на тренинге рассматриваются и отдельные психологические техники (я-высказывание, активное слушание, обратная связь и другие) и есть общее направление встреч на развитие коммуникации, уверенности, эмоциональной сферы, самопознания. Чем младше группа — тем больше игр и упражнений, чем старше группа — тем больше обсуждений и психологических акцентов. Первичный цикл из 6 занятий — это лишь первый шаг. Многолетний опыт показал, что устойчивые результаты появляются через 3-4 месяца занятий, поэтому мы считаем базовым уровнем — участие в трех циклах по 6 занятий. Безусловно, есть индивидуальные особенности — и кому-то требуется больше времени, а у некоторых ребят родители начинают замечать изменения уже через 1-1,5 месяца. Многие ребята занимаются в Эмпатии по 1-2 года и даже больше, потому что чувствуют пользу для себя от таких встреч и от такого формата занятий.
Пространство развития
Эмпатия — это не только группа раз в неделю, это пространство развития. Наш более, чем 15-летний опыт работы с подростками показывает, что наибольших результатов достигают ребята, которые не только посещают группу один раз в неделю, а также посещают другие мероприятия Эмпатии: выездные тренинги на каникулах, гитарные вечера, клубные встречи, ролевые игры, летние городские и выездные лагеря. Это связано с тем, что в группе происходит познание себя, развитие навыков, но посещение различных мероприятий дает совершенно другой эффект – погружение в ценностную среду, т.е. создается определенный круг общения с определенными ценностями и смыслами.
Многие выпускники Эмпатии отмечают, что именно такие мероприятия, где можно пообщаться с бОльшим количеством ребят, найти друзей — дали для них самый больший эффект. Об этих мероприятиях Вам будет рассказывать куратор и ведущий группы.
Для родителей
Мы также проводим психологическую работу со взрослыми. Это может быть терапевтическая группа, родительский клуб, консультации.
До встречи на занятиях!
Наши контактные телефоны:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ covid-19
В связи с общей эпидемиологической ситуаций, связанной с COVID 19, мы можем применять дополнительные профилактические меры на основе рекомендаций Роспотребнадзора:
- Для всех участников групп проводится бесконтактная термометрия (измерение температуры) перед началом занятий.
- Каждому участнику группы\тренинга необходимо перед занятием помыть руки или использовать антисептические средства для рук (гель, салфетки).
- Если участник тренинга болел ОРВИ, обязательно предупредите куратора и\или психолога группа о перенесенном заболевании и об отсутствии выявленных симптомов ковид 19. В некоторых случаях мы можем попросить предъявить справку об отрицательном результате на ковид 19.
- В случае проявленных симптомов ОРВИ (кашель, насморк, чихание) и при отсутствии заблаговременного предупреждения о перенесенном заболевании и выздоровлении, мы можем отказать в участие в группе.
- Если в процессе тренинга участник проявляет симптоматику ОРВИ (кашель, насморк, чихание), мы можем попросить его использовать одноразовую медицинскую маску. Это важно для безопасности и спокойствия других участников группы.
Просим с пониманием отнестить к данным мерам и внимательно соблюдать перечисленные правила.